terranova2017 (terranova2017) wrote,
terranova2017
terranova2017

Categories:

Коммуны: история рая.



Приверженцы религий, идейные фанатики, вегетарианцы, нудисты, феминистки, вдовы, хиппи — кто только не пытался объединяться в коммуны.
Возможно ли вообще построить рай на Земле?


Понятие «коммуна» появилось в Средние века в Западной Европе — так называли стихийно возникавшие на перекрестках дорог города ремесленников. Главным их отличием от других поселений того времени было самоуправление и фактическая независимость от феодалов, на землях которых они располагались.
Гораздо позже, в конце XVIII века, сложилось современное понятие коммуны. Цели и формы организации коммун могут быть самыми разнообразными, и несмотря на то, что социологи уже давно пытаются создать классификацию коммун по тем или иным признакам, жизнь всякий раз оказывается богаче.

2000 лет назад: первые христиане.




Если же посмотреть на феномен коммун в историческом аспекте, придется признать, что как явление они существуют не менее 2000 лет, поскольку первые общины христиан были де-факто именно коммунами в самом прямом смысле этого слова. Полностью соответствовали этому понятию первые монастыри и небольшие секты, стихийно возникавшие вокруг проповедников-харизматиков.
Особенно много таких коммун-сект было на рубеже I и II тысячелетий н. э, когда фанатично верующие христиане отказывались от всего мирского в ожидании Второго пришествия Христа. Католическая церковь преследовала их как еретиков, но полностью контролировать раздираемую постоянными войнами Европу в то время было практически невозможно и коммуны сектантов регулярно появлялись то тут, то там.

XVI век: религиозные фанатики



Следующий всплеск стихийного появления коммун связан с Реформацией и началом религиозных войн в Западной Европе. На фоне бедствий и смятения в умах коммуны этого времени больше походилb на тоталитарные секты и, как правило, быстро распадались.
Печально известная Мюнстерская коммуна просуществовала полтора года (февраль 1534 — июль 1535 года). В захваченном анабаптистами городе Мюнстере попытка «немедленного построения царства божия на земле» привела к установлению жесткого теократического режима и сопровождалась погромами монастырей, убийствами, обобществлением всего имущества, отменой денежного обращения, уравнительным распределением еды, одежды и других предметов потребления, введением многоженства и пр. В конце концов голод и эпидемия ослабили защиту коммуны, и 24 июня 1535 года город был взят католическо-протестантскими войсками. Многие адепты были казнены. Руководители Иоанн Лейденский и Бернд Книппердоллинг были обезглавлены, а их тела помещены в клетках на башне церкви.

XVII век: староверы и переселенцы.



Примерно в XVII веке появляются сначала коммуны, а затем общины староверов в России. Раскольники, не принявшие реформ Никона, семьями и целыми селами бросали дома и уходили в глухие места, где начинали новую жизнь на голом месте. Тяжелые условия диктовали форму выживания — общий дом-скит, общая еда и пр. Во времена Алексея Михайловича (1645–1676) в места этих поселений отправляли карательные экспедиции, но некоторым староверам удавалось уйти от преследований и нормально обустроиться на новом месте. Тогда коммуна превращалась в обычную общину.



В том же XVII веке, когда началось освоение Северной Америки, первые переселенцы были просто вынуждены на какое-то время объединяться в коммуны. Например, пассажиры легендарного парусника Mayflower, основавшие в 1620 году поселение Плимут, первые месяцы фактически жили коммуной: вместе добывали еду, строили форт, церковь и первое жилье. Но обжившись на новом месте, это сообщество естественным образом распалось на жившие в собственных домах семьи, сохранив общинную форму только для решения вопросов управления и защиты от внешних угроз.
В XIX веке в Америке появлялись коммуны социалистов, протестантов, а также коммуна эзотерических христиан и пиетистов «Общество гармонии», считающаяся одной из самых состоятельных в американской истории.

Вторая половина XIX века: феминистки, вегетарианцы и народники.




Во второй половине XIX века распространение идей социализма, анархизма, феминизма спровоцировало создание коммун по всему миру. Самыми популярными были коммуны анархистов. В Бразилии, куда после подавления революций 1848 года потянулись эмигранты из Европы, возникла сеть таких объединений, но все они достаточно быстро исчезли.
А вот коммуна бразильских феминисток Noiva do Cordeiro («Невесты Кордейры»), основанная в 1891 году Марией Сеньориньей де Лима существует до сих пор. Вокруг нее вырос городок Белу-Вале. Члены коммуны занимаются сельским хозяйством, им не запрещается иметь мужей и детей, но мужьям и взрослым сыновьям не разрешается жить в Белу-Вале. По данным двухлетней давности, в коммуне было около 600 женщин в возрасте 25–30 лет.







В это же время в Германии сформировалось движение «Реформа жизни», участники которого организовывали коммуны, противопоставлявшие себя «удушливой атмосфере» больших городов. В этих автономных сельских общинах практиковались «естественные формы жизни»: вегетарианство, траволечение, нудизм.
В России идея коммуны как формы совместной жизни единомышленников стала популярна в среде разночинной молодежи, народников и богемы после появления романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». В период «хождения в народ» только в Санкт-Петербурге было около десяти подобных коммун, которые со временем распались из-за «убытия членов» и под давлением бытовых и организационных проблем.
Та же участь постигла и известные коммуны богемы — организованное И.Н. Крамским «общежитие» молодых художников на Васильевском острове и Знаменская коммуна литератора В.А. Слепцова. Но идея оказалась живучей. Многочисленные коммуны богемы появлялись и исчезали вплоть до начала Первой мировой войны.

Вторая половина XX века: вдовы и православные.




Практически сразу после Октябрьской революции в России стали появляться первые сельскохозяйственные коммуны, но поскольку идейная подкованность их организаторов, как правило, не была подкреплена деловой хваткой, они быстро исчезали. Да и гражданская война является не лучшим фоном для подобных экспериментов.
Но примеры успешных коммун 20-х годов существуют. Самым интересным из них является коммуна вдов, созданная в 1928 году в Сальском районе Ростовской области. Поначалу в распоряжении женщин было всего четыре лошади, 15 коров и пять верблюдов, зато была земля — 150 га. Через полтора года коммуна вдов стала вполне успешным хозяйством, а поскольку никаких запретов на присутствие мужчин не было, коммуна очень быстро превратилась в обычный колхоз, где еще долгое время руководящие должности занимали женщины.
Одновременно следствием политики советской власти в отношении РПЦ и ее фактического раскола на официальную, катакомбную и зарубежную церкви стало появление православных коммун, отказывавшихся иметь какие-либо отношения с действующей властью. Они старались селиться в сельской глуши, вели натуральное хозяйство и почти не имели собственности.





Одна из таких коммун — «Федоровцы» — до сих пор существует в Воронежской области. Она возникла в 1922 году и, вопреки всем потрясениям, сохраняла образ жизни дореволюционных крестьян и их веру на протяжении трех поколений. Сегодня эта коммуна фактически вымирает — молодежь уходит. Если в 1970 году в общине было около 120 членов, то пять лет назад их осталось менее трех десятков.
Интересно, что в 20-е годы прошлого века отмечен спад коммунарского движения в Европе. Исключением была Германия, где в это время появилось около сотни общин, объединенных политическими и социальными идеями. Большая их часть была организована на принципах коммун. С приходом к власти Гитлера все они исчезли.

60-е годы XX века: хиппи.







В 60-е годы ХХ века бурный рост числа коммун был спровоцирован молодежным бунтом против засилья капитала, войны во Вьетнаме и лицемерия старшего поколения. Главными носителями этих идей были хиппи. Больше всего было коммун, идейно связанных с движением хиппи Back to the Land («Назад к земле»). Некоторые из них быстро распадались под давлением обстоятельств, другие существовали по много лет, некоторые сохранились до сих пор.
Настоящим «раем хиппи» называют коммуну «Тейлор Камп», основанную в 1969 году на свободном от «излишеств цивилизации» острове Кауаи (Гавайский архипелаг). В разные периоды там жило до 120 человек. Через восемь лет коммунаров согнали с земли, которая понадобилась для туристического бизнеса, но они до сих пор считают жизнь в коммуне «бесценным опытом» и «лучшим, что было в их жизни».



Самой крупной коммуной хиппи на материковой части США была община «Возрождение» (или «Братство духа»). Она продержалась с 1968 по 1988 год. Еще одна коммуна — «Люди Иисуса», созданная в 1972 году в Чикаго, существует до сих пор.

Ныне существующие: художники и экоактивисты.







Новый всплеск интереса к коммуне как шансу на самореализацию в союзе с единомышленниками произошел в 90-е годы.
Снова стали появляться коммуны хиппи. Одной из самых интересных из них является коммуна «Бенефисио» на юге Испании. Она расположена в горах Сьерра-Невада, в 50 км от Гранады. В 1987 году, сразу после пятого фестиваля хиппи «Европейская радуга», организаторы коммуны купили землю на склоне Сьерра-Невада, и теперь там собрался настоящий интернационал: испанцы, американцы, французы немцы и пр.
От 250 до 500 постоянных обитателей живут в домиках, построенных из чего попало. Ниже лагеря расположена автомобильная стоянка. Идейная основа коммуны — эскапизм и изоляционизм, что подразумевает активное уклонение от контактов с техногенной цивилизацией. По этой причине там не жалуют журналистов и запрещены видео- и фотосъемки.





Общины богемы возродились в 90-е в форме арт-коммун. Самая известная из них — «Тахелес», коммуна художников в Берлине. В отличие от коммун богемы XIX века, это не просто общежитие с общей мастерской, а настоящий художественный центр с помещениями для выставок и других мероприятий. «Тахелес» расположен в огромном здании, которое когда-то было главным универмагом еврейского квартала, затем нацистской тюрьмой. В 1990 году, вскоре после падения Берлинской стены, художники самовольно захватили здание, и после коротких препирательств власти смирились и оставили все помещения в распоряжении коммуны.
В последнее время все более популярными становятся экокоммуны, идейной основой которых является здоровый образ жизни и бережное отношение к природе. Правда, большинство таких объединений, именующих себя коммунами, на самом деле являются проектами, получающими стороннее финансирование, но есть и настоящие экокоммуны.





Один из примеров — анархо-сельскохозяйственная коммуна «Новый путь», созданная в начале 90-х на арендованной земле в Ленинградской области. Базовые ценности коммуны: бережное отношение к природе и животным, равные права, коллективный труд и общая собственность, максимальная автономия и независимость от государства, отказ от курения и алкоголя.
Главным долгожителем среди экокоммун является экодеревня Твин-Оукс в штате Вирджиния (США). Она была основана в 1967 году на принципах «ненасилия, равенства и экологии» и существует до сих пор. Сто членов коммуны живут за счет производства гамаков и простой мебели, составления указателей к книгам и приготовления тофу (традиционного блюда азиатской кухни).

История коммун богата и на положительный и на отрицательный опыт, но радикальные и агрессивные идеи создания собственного рая выживают, к счастью, реже.

Источник: http://www.moya-planeta.ru/travel/view/kommuny_istoriya_raya_10690/

Tags: История, Люди
Subscribe
promo terranova2017 august 30, 2015 21:00 74
Buy for 20 tokens
В воскресенье с сыном посетили новый океанариум. Несмотря на жару при входе нас ждала огромная очередь, которую прошли сравнительно быстро. В очереди рассказывали что субботу было в три раза больше народу. Ажиотаж и желание посмотреть останется у москвичей наверное еще на ближайшие месяцы. Внутри…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments